Когда отца Кирилла Павлова (ныне покойного) спросили о старцах, он ответил, что есть старики с духовным пониманием. Именно так он определил это звание монахов. И добавил, что юношу нельзя назвать старцем, у него много энергии и мало жизненного и духовного опыта. С возрастом появляется понимание своего значения, умение вынимать бревна из своих глаз и снисходительно относится к чужим соринкам и помогать удалить их.
Я же скажу свою точку зрения, пока существует Церковь, будет жить все, что к ней относится. Святой Дух, живущий в церкви, проявляет себя по-разному, в том числе и через старчество. В писании сказано, что Дух один, но его дары разные.
[tds_warning]ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Молитвы о здоровье.[/tds_warning]
Если церковь есть, то в ней есть все и благодать проявляется через людей
Для человека благодатного, имеющего благодать от Бога, дарованную «для чего-то» или «за что-то», послушание проявляется в Старчестве. Он помогает другим мирянам врачевать душу именем Христа Спасителя.
Если наша Христианская церковь есть, то она имеет все. Живость и нерушимость ее проверяется благодатными дарами, открытыми через Святых людей, в первую очередь Старцев.
В последние десятилетия церковь проявляет полноту даров Святого Духа. Мои слова относятся именно к русской православной Церкви. Она живет полноценно. Свое имя – апостольская, соборная, святая Церковь может оправдать только при наличии святости.
Старцы конечно имеются. Но погоня за ними – занятие бесполезное. В повседневной жизни много вещей есть, которые можно назвать «старцами», наставниками, поддержкой в жизни моральной и физической. Для женщины «старцем» является муж, и наоборот, для мужчины жена «старец». Отсутствие такого старца в жизни компенсируется супружеским послушанием.
Для детей в любом возрасте наставниками – «старцами», являются родители. Путь наш корректируют жизненные ситуации, выполняющие свои «старческие» функции. Старец не тянет тебя по жизни за руку, направляя и обходя все препятствия. Он просто показывает наиболее правильное направление пути и каждый сам выбирает, куда и с кем идти.
Если вы человек послушный, не выдумщик и не спесивый, то все окружающее будет для вас «старцем». И наоборот. Многие бегают за старцами не для понятия воли Божьей, а чтобы выпросить у людей авторитетных благословение на свое «я хочу». Затем закрываются как щитом от всех ответом старца. Даже если он сказал «я извиняюсь». Это происходит по одной причине. В человеке полностью отсутствует любовь к Господу, ее заменяет нежное чувство к себе. Лукавство это не от Господа, а от дьявола.
[tds_note]РЕКОМЕНДУЕМ: Икона Воскресение Христово.[/tds_note]
Амвросий Оптинский заметил, что некоторые из его посетителей приходили не за советом и наставлением, а просто поболтать. Для них важен сам факт общения со Старцем. Например, несколько купцов проезжали мимо Пустоши. Вспомнили, что в ней живет старец Амвросий и решили заехать просто поболтать. Они сидели ждали, не сомневаясь в успешности своей затеи. Но к ним вышел келейник. В руках у него был стакан с водой и ложка. Он объяснил «Батюшка сказал, что вам надо поболтать», и протянул им принесенное.
Купцы недоумевали, долго не могли понять, что Амвросий получил от Господа открытие – пришли люди не за решением проблемы, а просто поболтать, развлечь себя беседой с известным старцем.
К сожалению к старцам все больше идут те люди, кому не надо. А нуждающиеся в общении с ним скорее не придут. Яркий пример этому Иоанн Кронштадский. Вокруг него постоянно крутилась «банда» каких-то сумасшедших «иониток». Эти странные бабы постоянно пытались укусить протоирея, чтобы причаститься его кровью, сопровождали его воплями и дикими криками, что Иоанн – Господь Саваоф, спустившийся на землю во плоти.
А в чем реальная потребность? Старцы нужны тем людям, которые хотят знать волю Божью, которая познается из Священного писания, с преданий Церкви. Воля Господа проявляется через совесть человека, ее голос. Рука Божья улавливается в жизненных обстоятельствах каждого человека.
Половину ответов вы получите, внимательно посмотрев на окружающую вас жизнь. А если ходить на службу, слушать слово Божие, читать Евангелие, то вопросов практически не останется. Истинный верующий молится о вразумлении, читает Псалом 142 «научи мя творить волю Твою…». В результате все многие вопросы разрешаются и пожилой служитель Господу не нужен.
Старцы есть, без сомнения. Но они существуют не для всех. Ублажая свое Я, люди готовы растаскать их по частям, превратив в набор сувениров, а затем продать разорванную на тысячу кусков ряску. Главное не познание желания Господа, а возможность похвастать, что я старцу чай заваривала, ноги мыла, разговаривала, прикасалась… В результате они рисуют себе нимб святости.
Это церковная пошлятина, мешающая находить правильный ответ людям, которые в нем нуждаются.
[tds_council]ИНТЕРЕСНО: Храм Христа Спасителя в Москве.[/tds_council]
Раз церковь есть и она живая, то и старцы есть, но нужны ли они всем?
Нужен ли лично вам старец? Если вы пренебрежительно относитесь к простейшим вещам, окружающим вас, желаете чего-нибудь восторженного, то может быть и одновременно конечно нет. Если вам что-то необходимо, то Бог в нужный момент, не раньше, пошлет вам учителя. Для вас он лучший друг, которого хочется слушать, а для других просто Вася, ничем особенным не выделяющийся из толпы. Наставник приходит именно тогда, когда ученик готов его слушать и слушаться.
Наши христиане, русские христиане, должны быть основательными, серьезными, немногословными, работящими, внимательными. В этом и кроется половина всех возникающих вопросов. Остальные «сверхпроблемы» нуждаются в «сверхлекарствах», которыми и являются старцы.