Притча о милосердном самарянине представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 10 главе Евангелия от Луки с 25 по 37 стих.
Текст притчи
Толкование
В притче о милосердном самарянине Господь отвечает на вопрос о вечной жизни. Всякий кто верует в то, что Господь ему даровал вечную жизнь, должен хорошо понимать эту притчу и усвоить эти уроки.
Кто такой «законник»? Это специалист в области закона. Не юридического, гражданского или уголовного, а в области закона Божия. То есть хорошо знающий заповеди. Это богослов.
Что значит «искушая»? Это значит, что он знает ответ, но ищет неправильности в ответе отвечающего или может быть задает такой вопрос, чтобы дальше расставить какую-то подходящую ловушку и привести к тому, чтобы отвечающий в нее попал и его можно было бы обвинить в чем-то неправильным. В том, что он неправильно рассуждает, не по закону, плохо знает заповеди. Другими словами, показать его в глазах слушателей как несостоятельного учителя. Поэтому он задает вопрос не потому, что ищет правды, а чтобы спровоцировать на какой-то неверный ответ.
Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Это удивительный вопрос, потому что в Ветхом завете так прямиком о жизни вечной не говорилось. На поверхности лежали более близкие для понимания грубого, не очень духовного, вещественного человека, который больше привязан к земному. Эти вещи, которые были ему ближе и понятнее, представляли собой земное благосостояние. Исполняй закон, и Господь даст тебе все. В Ветхом завете затронута только область земного благополучия. А этот человек, который задает такой вопрос, оказался достаточно проницательным, чтобы за всеми этими посулами и обетами земных благ от Господа, увидеть что-то более глубокое и духовное. Не может Божие благословение ограничиваться только земным благополучием. Настоящая и приходящая ценность Божьего благословения заключается в том, что оно простирается далее земного бытия – в жизнь вечную.
Нередко Господь отвечает вопросом на вопрос, когда видит, что к Нему обращаются с лукавством. Законник же, чтобы обелить себя в глазах слушателей (что он не задавал вопрос с коварством), он сказал: «Ну да, это все понятно, но кто же ближний?». Конечно, вопрос имеет основание, так как у иудеев были споры на этот счет.
Кто ближний? Родственник или единомышленник? К кому я должен указывать такую любовь, как к самому себе? Не всем же подряд?
На самом деле, этот вопрос звучит очень глупо, потому что первый вопрос поражает свой глубиной, второй совсем другой: все человеку понятно, но не понятно только, кого нужно любить.
Иерусалим – святой город, который находится на высоте 800 метров над уровнем моря. Он символизирует присутствие Божия в народе Божием. Иерихон – город греха. Он находится в той долине, где Мёртвое море. То есть этот город даже ниже уровня мирового океана на 200 метров. Иерусалим – святость, Иерихон – грех. Это символы. И так всякий человек, который идет от святости, праведной жизни, идет ко греху, непременно попадается на этом пути разбойникам. Это страсти греховные или демоны, которые пытаются погубить человека. Они его изранили до полусмерти, сняв с него одежду. Ограбили, изранили и ушли. Но не убили полностью, потому что никакой грех не способен убить человека полностью, пока человек может покаяться. Поэтому он полуживой, полумертвый, но еще не умер. Это образ всего Человечества или каждого из нас.
Не думайте, что священник и левит – жесткие люди, так как прошли мимо. Это символы ветхозаветной религиозной жизни. Уклад ветхозаветной религии не спасал человека, а только давал направления духовности (давал определенные рамки, предохранял от падения человека ниже, давало что-то человеку). Но это были полумеры. Это готовила человека к спасению, но не спасало. Иначе не нужен был бы и Христос (милосердный самарянин).
Поскольку ветхозаветная религия не могла спасти человека, священник и левит проходят мимо. Не спасается человек, исполнением закона.
Христос берет на себя образ самарянина, потому что это не иудей, а полуязычник. У самарян был закон Моисея, то есть они знали Пятикнижия Моисея, но у них были свои какие-то языческие верования. То есть они вроде бы и знали заповеди Моисея и Божии, но к этому добавляли что-то свое. Они отличались от иудеев и ненавидели их.
Христос применяет образ самарянина на себя для того, чтобы показать, что он не такой как все иудеи, которые желали видеть его в своей среде, как такого правильного, ортодоксального фарисея. Он не такой. Он говорит, нечто из того, что не понимают книжники. Вместе с тем, взяв такой образ на Себя, Христос показывает, что Он Спаситель только иудеев, но и всего мира (любого человека, независимо от его племени).
«Масло» и «вино» – это тоже символы, но уже новозаветных христианских таинств. В то же время, это древние антисептические лекарства. Простые и примитивные, но других тогда не было. Вином дезинфицировали раны, а маслом смягчали болячки всякие.
«Гостиница» – это церковь.
«Два динария» – это благодать Божия. Благодать Святого Духа, которая пребывает в церкви и таинствах церковных.
«Содержатель гостиницы» – это служитель Церкви. Это благодать, которою дал Христос, принадлежит Ему. И если священник будет сердечно относится к своему служению, с душой, то когда будет второе пришествие Иисуса Христа и суд Божий, то получит награду.
«Иди и поступай так же» – всякому человеку, который нуждается в помощи, нужно ее оказывать. И не важно, родственник это или друг, а может какой-то бомж, нужно поступить так, как бы это сделал милосердный самаритянин.
Притча о милосердном самарянине. Мультфильм для детей
Притча о добром самарянине. Толкование священника
[ads_btn label_btn=»Все притчи Иисуса Христа» url=»https://www.raspisanie-bogosluzheniy.ru/pritchi/pritchi-iisusa-hrista» target=»true» view_btn=»adsbtn-diagonal» class=»» icon=»»]