Первые монахи появились задолго до строительства больших монастырей. Они жили в уединении, вдали от людей. Одни поселялись в пещерах, другие строили себе жилье – скит и в нем проводили время в молитвах.
Что такое скит
Значение слова скит появилось после 5 века, когда гонимые языческой властью христиане уединялись в Скитской пустыне.
Люди, отказавшиеся от земных благ и полностью посвятившие себя служению Богу, часто уходили в глухие места и жили там. Что такое скиты в настоящее время. Это поселения монахов, ведущих аскетический образ жизни. Они подчиняются монастырям, сами такого статуса не имеют или располагаются вдали от храмов, в уединении.
Обычно в скиту живет 1-5 человек. У каждого своя келья, общее имущество и совместное хозяйство. Они, даже если находятся рядом с монастырем, имеют свой отдельный храм, чаще небольшую часовню. Жизнь их подчиняется собственному уставу, более жесткому и строгому, чем в монастыре.
Первые скиты
В период становления христианства как новой религии, проповедники и активные служители Бога подвергались гонениям. Часть из них уходили в глухие леса и пустыни. Там они жили аскетами, строго соблюдали все правила христианства и большую часть времени проводили в молитвах.
Количество скитов резко выросло, когда начались гонения на староверцев. Они покидали свой дом и, будучи в жизни хозяйственниками, строили добротные кельи и храмы при них.
Афонские скиты
На горе Афон за пределами монастыря появлялись каливы – хижины, в которых живут монахи. В каждом строении проживает 3-6 иноков, по собственному распорядку, с единым хозяйством. Несколько калив объединялись в скит. Они строили свой храм или использовали стоящие на территории монастыря.

Существует а Афоне и практика общежительных скитов. По размеру и количеству насельников они такие же, но не имеют никакого статуса и подчиняются ближайшему монастырю.
Православные скиты России
Количество скитов резко начало расти после принятия царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформы. Часть духовенства не приняла ее, и противники новых правил преследовались властью и церковью. В результате, чтобы избежать наказаний, они отправились в глухие леса и основали монастыри, поселившись вдали от городов и деревень.

Старообрядцы именовали скитом любое строение, где жили верующие. Это были и избушки, похожие на охотничьи домики, и большие поселения с капитальными строениями.
От обычных мирских поселков они отличались замкнутостью, ведением своего хозяйства. В глухих местах кельи и храмы, расположенные на большом расстоянии друг от друга, были соединены между собой замаскированными подземными ходами. В случае опасности монахи исчезали, перебираясь к своим братьям.
Мужские православные скиты
В России мужские православные скиты строились в лесах и на островах. Монахи выбирали нелюдимое место и ставили кельи, объединив их в скит. В них поселялись как один монах, так и несколько. Каждый проживал в отдельной комнате – келье. Они имели свой уклад жизни и правила жестче, чем в монастырях, часто соблюдали обет молчания, ели только добытую самими пищу, кузнечиков плоды деревьев. Еду на огне не готовили.
Андреевский скит
Первые постройки были возведены в 14 веке. По своей архитектуре они являлись образцом древнерусского классического зодчества, характерного для северных регионов России. Постепенно в удаленном монастыре расширялось подворье, увеличивалось количество строений.
В истории скита был период, когда монахи функции таможенников, служили Государю. В советское там располагался женский штрафной изолятор. В начале 90 годов прошлого века была возобновлена обитель и монашеская жизнь в ней.
Никольский скит
Монастырь на острове Конд был построен всего за 4 года по приказу императора Николая Второго. На подворье с монастырскими постройками и храмом были проложены хорошие дороги, поставлены подсобные строения и созданы все условия к ведению хозяйства.
С приходом советской власти и периода Богоборчества, скит был разрушен.
Свято-Вознесенский скит
Строительство монастыря началось с возведения храма на Секирной горе. Он одновременно служил и маяком, затем построили кельи. В советское время одноглавый храм использовали в качестве штрафного изолятора.
Службы и монашество возобновились, начиная с 1992 года. Через 11 лет скит зажил своей полноценной привычной жизнью.
Свято-Троицкий скит
На остров Анзер отшельники уезжали за опытом пустынножительства. Храм и кельи представляют собой единый архитектурный комплекс, в который входят и хозяйственные постройки. В месте массового паломничества верующих некоторое время размещалось рыбное хозяйство и солеварни.
Сергиевский скит
На острове Большая Муксалма поселение основали в 16 веке. Проживающие там монахи занимались в основном сельским хозяйством. После революции скит пришел в запустении. Несколько лет назад в нем начались реставрационные работы.
Скит Всех Святых
На Валааме много поселений отшельников. Самое большое подворье – скит Всех Святых: храм, шесть келейных зданий и трапезная. Он поставлен на месте, где жил в уединении Александр Свирский.
Женские православные скиты
В мужской монастырь женщин пускали только в составе крестного хода в праздники. Среди верующих христианок было достаточно желающих посвятить себя службе Господу.
Серафимо-Знаменский скит
На юге Подмосковья, в Домодедово, расположена женская обитель. Она славится в миру тем, что в ней любой может встретить истинную Веру, получить Надежду и познать Любовь. Тяжкие времена переживали ее насельники, но все позади, жизнь монашек налаживается.
Покровский скит
В глухом лесу под Санкт-Петербургом стоит красивый храм. В нем живут сестры, совмещающие служение Богу с помощью людям, страдающим от наркозависимости.
Свято-Троицкий скит
На территории Тихвинской епархии расположен Свято-Троицкий скит. Ежегодно он принимает сотни паломников. В обители регулярно проходят богослужения.
[expert_review_faq params=»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»]